Региональные закупщики: Алтайский край

Общая информация

Руководитель Губернатор Алтайского края
Карлин Александр Богданович
Федеральный округ Сибирский федеральный округ
Территориальный cостав 11 городских округов,
60 муниципальных районов,
1 закрытое административно-территориальное образование;
6 городских и 717 сельских поселений
Население 2,49 млн. человек
Бюджет 2009:
расходная часть – всего
57,1 млрд. рублей
Годовой объем закупок через уполномоченный орган 10,7 млрд. рублей

Таблица 1
Основные данные по участнику

Стратегические задачи закупочной политики.

Система размещения государственного заказа Алтайского края ориентирована на решение следующих стратегических задач:

  • повышение результативности и эффективности расходования бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • исключение фактов закупки товаров, работ и услуг по завышенным ценам;
  • достижение максимальной эффективности размещения заказов;
  • обеспечение своевременных поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, соответствующих требованиям качества и безопасно-сти;
  • минимизация рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
  • повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • защита, поддержка и развитие добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • предупреждение коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Принципы управления размещением заказа.

  • обеспечение единого порядка размещения заказов на территории Алтайского края и проведение политики по централизации государственных и муниципальных закупок;
  • консолидация государственного и муниципального заказов, интеграция муниципального заказа в региональную систему государственных закупок Алтайского края;
  • применение современных процедур и оперативность размещения государственных и муниципальных заказов;
  • содействие установлению справедливых, открытых и прозрачных механизмов проведения закупок;
  • сокращение административных барьеров для участия в размещении государственных и муниципальных заказов;
  • развитие информационного обмена с общественными и бизнес-объединениями, правоохранительными органами, органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;
  • обеспечение максимальной информированности участников о проведении закупочных процедур.

Организация системы размещения заказа

В рамках централизованной системы Алтайского края размещение заказов для всех государственных заказчиков региона производится уполномоченным органом исполнительной власти – Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, вне зависимости от стоимости государственного контракта. На основании заявок, представляемых государственными и муниципальными заказчиками, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает конкурсную или аукционную документацию, объединяющую общие потребности заказчиков, создает конкурсную, аукционную или котировочную комиссию и обеспечивает проведение закупочных процедур. Размещение заказов проводится уполномоченным органом Алтайского края исключительно на бесплатной основе, как для заказчиков, так и для поставщиков. При этом контракт с победителем заключает сам государственный или муниципальный заказчик.

Такой подход позволил консолидировать объемы потребности в одном виде товаров, работ и услуг нескольких заказчиков. В результате уменьшилось количество закупочных процедур, приходящихся на одноименные товары, работы, услуги, увеличились объемы закупок, повысился уровень конкуренции среди поставщиков и, как следствие, было обеспечено более эффективное расходование бюджетных средств.

Централизованное размещение заказов для государственных и муниципальных нужд потребовало соответствующей организации информационного сопровождения деятельности уполномоченного органа. В результате, в октябре 2006 г. в крае был введен в эксплуатацию официальный сайт - «Портал государственных закупок Алтайского края», а с января 2007 г. организован выпуск газеты «Государственный заказ. Алтай.».

Кроме того, условия полной централизации государственного заказа вызвали необходимость существенной оптимизации работы уполномоченного органа и максимальной автоматизации процессов размещения заказов, что позволило Алтайскому краю в марте 2007 г. одним из первых в Сибирском федеральном округе ввести в эксплуатацию автоматизированную информационную систему «Электронная торговая площадка для государственных и муниципальных нужд Алтайского края».

Лучшие практики.

Среди итогов работы уполномоченного органа Алтайского края за период 2006-2009 гг. следует отметить размещение государственных и муниципальных заказов почти на 32 млрд. рублей, и экономию более 1,7 млрд. рублей бюджетных средств.

За период 2007-2009 гг. через электронные аукционы в регионе было размещено более 15 тыс. лотов, при этом по итогам 2008 г. Алтайский край стал вторым в России регионом по объему размещенного государственного заказа путем проведения аукционов в электронной форме, существенно опередив по данному показателю не только столицу России, но и отдельные федеральные округа (Северо-Западный, Дальневосточный, Уральский).

В 2009 г. структура размещения заказов в крае еще более повысила свою прозрачность по отношению к 2008 г.: удельный вес закупочных процедур, использующих исключительно ценовой критерий определения победителей увеличился до 95%, при этом целенаправленная работа уполномоченного органа по развитию электронной формы открытых аукционов обеспечила рост доли размещенного через них заказа с 9% в 2008 г. до 13% - в 2009 г.

Об открытости и прозрачности размещения государственного заказа в Алтайском крае по итогам 2009 г. говорит и такой показатель как наименьшее среди субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа количество размещенных заказов путем проведения запросов котировок, а также вхождение в десятку лидеров России по количеству проведенных аукционов.

Кроме того, в рамках мероприятий по противодействию коррупции в сфере размещения заказов планы проведения торгов ежемесячно направляются уполномоченным органом в Управление Федеральной службы безопасности по Алтайскому краю, Управление по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью при ГУВД по Алтайскому краю, Алтайскую торгово-промышленную палату, некоммерческое партнерство «Алтайский союз предпринимателей» и Общественную палату Алтайского края, представители которых включаются по желанию в состав комиссий по размещению заказа. В результате обеспечивается эффективный контроль за соблюдением требований законодательства при размещении государственного заказа со стороны правоохранительных органов и общественных объединений края, а также широкое участие алтайских бизнес-структур в размещении заказов уполномоченным органом. По итогам 2009 г. в крае был обеспечен значительный рост количества участников закупочных процедур, число которых возросло в 1,4 раза к уровню 2008 г. и достигло 12,2 тыс. При этом 85% от общего количества предприятий-участников составили алтайские поставщики и товаропроизводители.

В целях оказания правовой и методологической помощи государственным и муниципальным заказчикам Алтайского края, а также предупреждения совершения ими административных или иных правонарушений в сфере размещения заказов уполномоченным органом обеспечивается ежегодное переиздание сборника методических и нормативных документов по закупкам продукции для государственных и муниципальных нужд, проводятся бесплатные обучающие семинары.

Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края осуществляется также строгий контроль за правильным определением государственными заказчиками начальной (максимальной) цены товаров, работ и услуг. Размещение заказов по заявкам государственных заказчиков осуществляется уполномоченным органом только при наличии отчета о проведении предварительного исследования сложившегося рыночного уровня цен на закупаемую продукцию.

Интервью

  • Благодаря чему региону удалось добиться высокого уровня прозрачности и эффективности закупок?

  • В Алтайском крае выстроена централизованная схема размещения государственных заказов, установлен единый подход к проведению закупок, стандартизации процессов формирования заявок, определения начальных цен контрактов, составления спецификаций на товары (работы, услуги). Эффективность размещения государственного заказа в Алтайском крае обеспечивается за счет:

    • профессиональных навыков специалистов уполномоченного органа, занимающихся размещением государственного заказа;
    • высокой автоматизации закупочных процедур и хорошей технической оснащенности специалистов уполномоченного органа;
    • информационной прозрачности и открытости работы уполномоченного органа;
    • преобладающей доли аукционных процедур в структуре размещенных государственных и муниципальных заказов.

    В частности, все специалисты уполномоченного органа прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд и постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. Непрерывное повышение квалификации вносит значительный вклад в обеспечение законности и обоснованности решений, принимаемых в области государственного заказа, обеспечивает необходимый качественный уровень проведения закупочных процедур. По итогам года в крае не было зарегистрировано ни одного размещения уполномоченным органом государственного заказа, признанного недействительным.

    Существенный вклад в повышение эффективности размещения государственного заказа в Алтайском крае внесло введение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Портал государственных закупок Алтайского края». Необходимость автоматизации мы остро ощутили еще в 2007 году, когда объем государственного заказа вырос более чем в 5 раз к 2006 году. Одной из ключевых целей внедрения системы была оптимизация рутинной работы по размещению заказов в деятельности уполномоченного органа и заказчиков. Система позволяет автоматически формировать все приказы, извещения, документацию, протоколы, уведомления участникам и пр. - всю ту массу документов, необходимых для проведения любой процедуры размещения заказов. В настоящее время достаточно нескольких нажатий клавиш для формирования и направления сведений в официальное печатное издание, выгрузки необходимой статистической и аналитической отчетности. Всё это позволяет кардинально увеличить скорость, а значит и эффективность размещения заказа, в разы повысить производительность работы уполномоченного органа.

    Важнейшим условием обеспечения прозрачности и открытости государственного заказа является информированность участников размещения заказов об условиях и порядке проведения закупочных процедур. Выпуск специализированного печатного издания – газеты «Государственный заказ. Алтай.», система размещения и отображения информации на официальном сайте «Портал государственных закупок Алтайского края», ежемесячная рассылка в адрес общественных и бизнес-объединений планов проведения закупок способствуют формированию высокого уровня конкуренции на рынке краевых государственных и муниципальных закупок, обеспечивают необходимую основу для общественного и административного контроля. Кроме того, в рамках реализации дополнительных мер по развитию конкуренции при размещении заказов для нужд Алтайского края реализовано решение о создании и бесплатном распространении каталога потребляемой в крае продукции, закупаемой в рамках государственного заказа. Издание было рассчитано на потенциальных участников закупочных процедур и призвано сформировать целостную картину потребностей государственных заказчиков Алтайского края, обеспечить свободный доступ к информации о позициях и объеме государственного спроса на товары, работы и услуги в Алтайском крае.

    Обеспечение уполномоченным органом высокой доли размещения заказа посредством аукционных процедур является еще одной из гарантий прозрачности и эффективности размещения заказов для государственных нужд Алтайского края. Так по итогам I полугодия т.г. путем открытых аукционов уполномоченным органом размещено 93% совокупного заказа, из них 24% - в электронной форме. Как показала практика, проведение открытых аукционов – это самая прозрачная и антикоррупционная форма закупки товаров, работ и услуг. Опубликование и размещение всех документов по отбору участников данной процедуры в сети Интернет, а также прямая и прозрачная процедура определения победителя, исключающая субъективную оценку предложений участников, обеспечивают необходимую базу для перманентного административного контроля за соблюдением законодательства в области закупок для государственных нужд Алтайского края. При этом проведение открытых аукционов в электронной форме обеспечивает еще и заметно большую экономию бюджетных средств по сравнению с другими способами размещения заказов. По I полугодия т.г. их эффективность составила почти 14%, а возможность дистанционного участия поставщиков и отсутствие у них сведений о других участниках размещения заказа исключили условия для возникновения сговора.

  • Как регион определяет прозрачность и эффективность размещения заказа?

  • Под прозрачностью размещения заказа мы понимаем информационную открытость и неограниченную доступность информации о проведенных и планируемых закупочных процедурах, заключенных государственных контрактах для общественности, бизнес-структур, контрольных и правоохранительных органов, а также обеспечение максимальной доли размещения заказов посредством процедур, которые исключают предквалификацию участников или субъективную оценку их предложений.

    Понятие «эффективности использования бюджетных средств» достаточно четко и емко сформулировано в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации как необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Таким образом, при определении эффективности размещения заказа должна учитываться не только денежная составляющая закупочного процесса в виде ее конечного результата – экономии бюджетных средств, но и недопущение при проведении закупок случаев необоснованного завышения цен, заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, задержек в реализации закупочных процедур. С учетом изложенного оценке подлежит также весь комплекс издержек, связанных с размещением заказа (материальных, временных, трудовых), а также неценовые параметры исполнения государственного заказа (качество, условия поставки, гарантии и т. д.).

    Односторонняя ориентация только на экономию бюджетных средств зачастую приводит к приобретению продукции низкого качества или с непродолжительным сроком эксплуатации. В результате бюджетные средства тратятся экономно, но неэффективно.

  • Каковы планы развития системы закупок?

  • Основными направлениями деятельности уполномоченного органа в 2010-2011 гг. должны стать:

    • сохранение централизации размещения заказов для нужд Алтайского края в условиях перехода государственных закупок на общероссийские электронные торговые площадки;
    • организация информационного обмена между региональной автоматизированной информационной системой по управлению государственными и муниципальными закупками и единым официальным сайтом Российской Федерации, а также информационными системами операторов общероссийских электронных торговых площадок;
    • усиление контроля за правильным определением государственными заказчиками начальной (максимальной) цены товаров, работ и услуг, закупаемых для нужд Алтайского края;
    • расширение информационной поддержки предприятий и организаций о потребностях краевых государственных заказчиков в основных видах продукции;
    • обеспечение эффективного контроля над заключением государственных контрактов по итогам проведенных торгов с соблюдением объявленных условий исполнения контракта, исключение случаев произвольного их изменения государственными заказчиками;
    • поддержка в рамках размещения государственного заказа развития малого предпринимательства в Алтайском крае.

Карлин Александр Богданович
Губернатор Алтайского края.