Корпоративные закупщики: ОАО «ВолгаТелеком»

Общая информация

ОАО «ВолгаТелеком» образовано в 2002 году в результате объединения 11 региональных операторов Приволжского Федерального округа. Компания ведет свою деятельность на территории 665 тыс. кв. км с населением около 20 млн. человек. Филиалы ОАО «ВолгаТелеком» расположены в Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

«ВолгаТелеком» оказывает населению и организациям услуги местной и внутризоновой телефонной связи, мобильной связи, передачи данных и доступа в Интернет, телевидения и радиовещания, аренды цифровых каналов и др. Общая протяженность внутризоновых сетей «ВолгаТелеком» составляет 21 171,3 км, в том числе волоконно­оптических — 13 402,4 км и радиорелейных — 3 321,5 км.

Инвестиционная деятельность ОАО «ВолгаТелеком» ведется в соответствии с инвестиционной политикой, которая определена стратегией компании и направлена на решение приоритетных задач по развитию сетей связи. В 2006 году общий объем инвестиций составил 5 882,44 млн. рублей. В основной капитал инвестировано 5 710,1 млн. рублей, из них на объекты связи направлено 5 584,7 млн. руб.

Рисунок 1
Динамика стоимости акций ОАО «ВолгаТелеком» (VTEL) на ММВБ: август 2007 — ноябрь 2007

Основным акционером «ВолгаТелеком» является ОАО «Связьинвест», которому принадлежит 38 % уставного капитала оператора.

Акции ОАО «ВолгаТелеком» включены в расчет следующих фондовых индексов:

  • Индекс РТС, РТС­2, РТС­Телекоммуникации;
  • Индекс AK&M (сводный индекс AK&M, отраслевой индекс AK&M);
  • MSCI EM.

Американские депозитарные расписки ОАО «ВолгаТелеком» торгуются на внебиржевом рынке США (OTC USA) (ADR ticker — VLGAY) и в Европе на Франкфуртской (FSE) (ADR ticker — NZH), Берлинской (BerSE) (ADR ticker — NZH) и Штудгардской фондовых биржах (SSE) (ADR ticker — NZH).

Руководитель Генеральный директор ОАО «ВолгаТелеком»
Омельченко Сергей Валерьевич
Капитализация1, млн. USD 1 800,0
Годовой прирост капитализации, % 40,0
Выручка, млн. руб 21 691,2
Годовой прирост выручки, % 101,6
Чистая прибыль, млн. руб. 2 453,6
Прирост чистой прибыли, % 8,8

Таблица 1
Общая информация об участнике

1 Данные таблицы приводятся на 31 декабря 2006 года. Прирост подсчитывается по отношению к значению соответствующего показателя на 31 декабря 2005 года.

Стратегические задачи закупочной политики.

ОАО «ВолгаТелеком» проводит закупочную политику, нацеленную на получение необходимой по качеству и количеству продукции в нужное время и в нужном месте по выгодной цене от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам.

Компания стремится к максимизации экономической эффективности закупочных затрат (cost­effectiveness), определяемой соотношением между «полезностью» закупаемых ресурсов для производственных, инвестиционных и эксплуатационных потребностей компании и совокупной стоимостью ресурсов.

Принципы управления закупками.

Система корпоративного снабжения компании ОАО «ВолгаТелеком» организована в соответствии со следующими принципами закупочной политики:

  • ориентация на максимизацию удельного веса конкурсных процедур в структуре закупок в пределах, определяемых экономической целесообразностью;
  • решение о закупке должно приниматься с учетом прогнозируемых затрат, связанных с долгосрочной эксплуатацией закупаемого ресурса в перспективе нескольких финансовых лет;
  • необходимость принятия решений по выбору контрагентов на основе четких и объективных критериев, утвержденных в корпоративных регламентах;
  • необходимость обеспечения полноценного контроля над закупками структурных подразделений компании.

Организация системы закупок.

Система регламентированных закупок продукции для нужд ОАО «ВолгаТелеком» сформирована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий». Данное постановление рекомендует предприятиям сферы естественных монополий осуществлять закупки продукции для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.

Вместе с тем, нормативная правовая база госзакупок в чистом виде не подходит для регулирования закупок ОАО «ВолгаТелеком». Это связано с тем, что нормы и процедуры, принятые в госзакупках, направлены на получение минимальной стоимости заказа, что не всегда обеспечивает в полной мере эффективность закупочной деятельности, но является непременным условием для коммерческой организации.

Основная цель системы закупок, которой руководствуется «ВолгаТелеком», — получение необходимой по качеству и количеству продукции в нужное время и в нужном месте по выгодной цене от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам.

Начиная с 2004 года в «ВолгаТелеком» идет последовательная работа по созданию и совершенствованию системы закупок, направленной на достижение этой цели. В компании был осуществлен сбор и обобщение информации об объемах закупаемых основных материалов. На основании анализа консолидированной потребности было принято решение о снижении совокупных затрат компании за счет заключения централизованных договоров поставки и генерального подряда. При этом в число участников соглашения о сотрудничестве вошли генеральные подрядчики, получающие кабельно­проводниковую продукцию, строительные материалы и материалы связи по тем же ценам, что и ОАО «ВолгаТелеком». С 2005 года в компании работает постоянно действующая конкурсная комиссия.

В целях дальнейшего совершенствования системы закупок на конкурентной основе, в том числе и на уровне филиалов, в июле 2006 года утвержден пакет документов, описывающих порядок проведения закупок, взаимодействия подразделений и выбора поставщика. В компании приняты «Положение о системе закупок», «Положение об организации конкурентных закупок», «Положение о конкурсной комиссии», «Регламент планирования закупок».

«Положение о системе закупок» определяет основные принципы функционирования системы, описывает применяемые в Обществе способы закупок и условия их использования. Кроме того, данное положение описывает роли и ответственность основных участников системы закупок, порядок их взаимодействия и механизм принятия решений. Положение также характеризует процедуры, реализуемые в рамках системы закупок, в том числе планирование, организация и проведение конкурсов, заключение договоров.

Способ закупки для конкретной позиции (группы позиций) товаров, вида работ или услуг определяется при утверждении годового плана закупок Общества.

  • «Положение об организации конкурентных закупок» определяет способы конкурентных закупок и условия их использования. Положение предусматривает возможность привлечения в качестве организатора торгов сторонней организации.
  • «Положение о конкурсной комиссии» описывает принципы работы и функции конкурсных комиссий, создаваемых в Генеральной дирекции и в филиалах Общества, порядок формирования и утверждения персонального состава, организации работы, права и обязанности членов комиссии.
  • «Регламент планирования закупок» детально описывает порядок подготовки, согласования и утверждения годовых планов закупки филиалов, а также консолидированного годового плана закупок Общества. План закупок формируется на основе Единого классификатора товаров, работ и услуг.

Системный подход и детальный анализ накопленного за эти годы опыта, использование его при разработке нормативной базы в области регулирования закупок в компании и подготовке планов по организации закупочной деятельности на конкурентной основе, а также проведение закупок посредством открытых аукционов в системе электронных торгов позволят ОАО «ВолгаТелеком» в 2007 году экономить ресурсы компании и повышать степень контроля над проведением закупок.

Интервью

  • Благодаря чему компании удалось добиться высокого уровня прозрачности и эффективности корпоративных закупок?

  • Мы напрямую заинтересованы в повышении эффективности и прозрачности всех операций «ВолгаТелеком». Проведение различных конкурсов на право заключения договоров с нашей компанией позволяет нам снижать затраты на закупку того или иного оборудования, в связи с чем мы и в дальнейшем планируем использовать конкурсные формы отбора поставщиков товаров и услуг для нашей компании.

    Анализ закупочной деятельности, который был проведен, исходя из опыта работы в этом направлении, а также наших нормативно-регулирующих корпоративных документов, показал, что для проведения эффективных закупок необходимо сочетание нескольких элементов. Основные из них — проработанные правила проведения закупок, квалифицированные специалисты, осуществляющие работу с контрагентами, и орган управления, посредством которого осуществляется их объективный выбор. Таким образом, в компании в настоящий момент используется трехэлементная схема «заказчик закупки/организатор закупки/конкурсная комиссия». Именно такая схема работы и позволяет компании добиваться высокого уровня прозрачности и эффективности закупок.

  • В этом году компания перевела закупки услуг на конкурсные технологии. Как Вы оцениваете результаты этого шага?

  • С начала 2007 года компания приступила к проведению конкурсов по отбору организаций для оказания услуг «ВолгаТелеком». В частности, на конкурсной основе были выбраны коммерческие банки, страховые и транспортные организации, компании, оказывающие услуги инкассации денежных средств, лизинговые компании. Проведение открытых конкурсов позволило обеспечить прозрачность их процедуры на всех этапах и равные условия участия для всех претендентов. Благодаря конкурсному отбору, нам удавалось выбрать для себя оптимальные условия предоставления услуг.

  • Как Вы оцениваете опыт «ВолгаТелеком» по проведению закупок на электронных аукционах?

  • Электронные аукционы стали для «ВолгаТелеком» одним из эффективных инструментов централизации корпоративных закупок. ОАО «ВолгаТелеком» проводит закупки в системе оператора электронных торгов SETonline с сентября 2006 года. Компания была первой из корпоративных клиентов SETonline, которая провела в системе скоординированные торги для комплексного обеспечения потребностей региональных филиалов. Отмечу, что на первых торгах снижение стоимости закупки от начального уровня составило почти 20%. Считаю, что столь позитивный результат был достигнут благодаря высокому уровню конкуренции между участниками в условиях максимально открытого процесса торгов.

    В настоящее время в ОАО «ВолгаТелеком» реализуется комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию расходов и повышение уровня прозрачности, поэтому участие в системе электронных аукционов становится эффективным дополнением этих мер. Думаю, что и в дальнейшем мы продолжим практику корпоративных закупок для нужд наших филиалов через систему электронных торгов.

Генеральный директор
ОАО «ВолгаТелеком»
Омельченко Сергей Валерьевич

Threesome