Региональные закупщики: Владимирская область

Общая информация

Руководитель Губернатор Владимирской области
Виноградов Николай Владимирович
Федеральный округ Центральный федеральный округ
Территориальный cостав 127 муниципальных образований: 5 городских округов,
16 муниципальных районов,
20 городских и 86 сельских поселений.
Население 1,6 млн. человек
Бюджет 2007:
расходная часть
18,71 млрд. руб.
Годовой объем закупок. 5,814 млрд. руб.

Таблица 1
Основные данные по участнику

Стратегические задачи закупочной политики.

Главная стратегическая задача закупочной политики Владимирской области состоит в эффективном расходовании бюджетных средств. Бюджетные средства должны расходоваться не просто целевым образом. Затраты быть экономически или социально результативными.

Закупочная политика области также ориентирована на решение других приоритетных задач, среди которых:

  • максимизация экономии бюджетных средств при размещении госзаказов;
  • формирование конкурентной среды среди поставщиков по всем секторам закупок на региональном рынке;
  • повышение прозрачности отношений между областными государственными структурами и бизнесом;
  • оптимизация затрат заказчиков и участников размещения заказа путем целенаправленного развития практики конкурентных закупок методом электронного аукциона;
  • подготовка квалифицированных кадров, готовых применять механизмы, полностью построенные на Интернет­технологиях;
  • противодействие коррупции при размещении госзаказов.

Принципы управления размещением заказа.

Система закупок Владимирской области строится на следующих основополагающих принципах:

  • Максимальная прозрачность и открытость всех конкурсных процедур. Все этапы размещения заказа, начиная с установления условий закупки и заканчивая объявлением победителя, должны проводиться открыто и публично.
  • Недопустимость дискриминационных мер в отношении к любому участнику. Условия проведения торгов, критерии и порядок определения победителя должны устанавливаться заранее, быть одинаковыми для всех участников и не должны меняться в ходе проведения.
  • Оптимальное распределение функций внутри системы размещения закупок. Управление государственным заказом должно направляться из единого источника, который осуществляет унификацию конкурсных процедур и документации. Часть функций при этом передается на аутсорсинг специализированным организациям.
  • Максимизация конечного результата закупки и экономической выгоды заказчика. Размещение государственного заказа должно быть ориентировано на конечный результат, а не на текущие возможности бюджета.
  • Ответственность должностных лиц за проведение закупок и исполнение государственных и муниципальных контрактов. Чиновники, принимающие решения по закупкам, должны нести персональную ответственность за свои действия.
  • Постоянное совершенствование закупочных процедур посредством внедрения IT-технологий в ключевые процессы управления закупками. Необходимо повышать автоматизацию процессов управления областными закупками с целью минимизации человеческого фактора и повышения эффективности работы специалистов по закупкам.

Организация системы размещения заказа.

Система закупок для государственных нужд Владимирской области является централизованной. Постановлением Губернатора области определен уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказов для областных заказчиков — Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области. Часть функций по размещению заказа путем проведения конкурсных торгов была передана специализированной организации — государственному специализированному учреждению «Фонд государственного имущества Владимирской области». Таким образом, все закупки путем проведения торгов и методом запроса котировок осуществляются уполномоченным органом.

Централизованный характер системы закупок позволил унифицировать нормативно­правовое и информационное обеспечение размещения заказа и предоставил инструменты эффективного контроля над расходованием средств областного бюджета, выделяемых на цели размещения заказа.

В области созданы две единые централизованные комиссии по размещению заказа: Комиссия по размещению заказа на поставки товаров и оказание услуг и Комиссия по размещению заказа на выполнение работ. В состав Комиссий включены представители уполномоченного органа, специализированной организации, государственных заказчиков, департаментов и комитетов администрации области (экономической, финансовой и налоговой политики, промышленности, цен и тарифов, строительства и архитектуры, транспорта и дорожного хозяйства), а также депутаты областного представительного органа. Кроме того, в состав этих Комиссий входят соответственно три и два лица, прошедших профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Аутсорсинг части функций по размещению заказа специализированной организации позволил наряду с официальным сайтом, где размещается вся информация о проводимых закупках в области, получить еще один информационный ресурс. На сайте специализированной организации размещаются все информационные сообщения о планируемых конкурсах и аукционах.

Важнейшей мерой по обеспечению открытости и прозрачности закупочной системы области стал запуск с августа 2007 года электронной торговой площадки Владимирской области, на которой в режиме он­лайн в сети «Интернет» регулярно проводятся аукционы в электронной форме. Внедрение данной системы позволило в значительной степени сократить количество запросов котировок.

Лучшие практики.

Еще в 2006 году в области было проведено 44 открытых аукциона на сумму 26,2 млн. руб. В текущем году аукционы стали нормой — их количество возросло почти в 5 раз по сравнению с предыдущим годом. С июля 2007 года регулярно проводятся аукционы при размещении заказов на выполнение подрядных работ. Всего было проведено 46 таких аукционов на общую сумму 53,8 млн. руб. По состоянию на 1 ноября 2007 года проведено 59 аукционов в электронной форме на общую сумму 20 млн. руб., первые из которых состоялись в августе 2007 года. Всего за 10 месяцев 2007 года проведено уже 208 аукционов на общую сумму 376,7 млн. руб.

Период Январь — октябрь 2007
Объем произведенных закупок, млн. руб. 5,814
Доля открытых конкурсов, % 75
Доля открытых аукционов, % 8
Доля запросов котировок, % 5
Закупки у единственного источника, % 12

Таблица 2
Ключевые показатели закупочной деятельности.

При проведении аукционов используется программно­аппаратный комплекс, позволяющий аукционисту эффективно, безошибочно и в короткие сроки осуществить аукционную процедуру. Участники аукциона, в свою очередь, имеют возможность визуального контроля над изменениями цены контракта, что в значительной степени помогает им избежать непредвиденных ошибок в ходе торгов.

В октябре 2007 года запущена в эксплуатацию система «Репозитарий документов для участия в размещении заказов для государственных (областных) нужд». Суть ее состоит в том, что участнику размещения заказа, который регулярно принимает участие в торгах, предоставляется возможность подавать часть документов в составе заявки для участия в конкурсе (или аукционе) в электронном виде. Для этого с таких документов (анкета участника, лицензии, выписки, удостоверяющие полномочия и другие) изготавливаются электронные копии, которые вместе с оригиналами в бумажном виде хранятся в «Репозитарии» специализированной организации. При подаче заявки участник размещения заказа подает указанные документы на электронном носителе (диск, дискета). Система «считывает» и проверяет их аутентичность путем сопоставления с электронным документом, хранящимся в «Репозитарии».

Интервью

  • Как Владимирская область определяет прозрачность и эффективность размещения заказов?

  • Мы считаем, что одним из определяющих показателей прозрачности закупок является степень внедрения аукционов в систему закупок. Если в 2006 году аукционы составляли в объеме областных торгов только 8,3%, то за 10 месяцев 2007 года этот параметр вырос до 25,9%. Важным показателем эффективности закупок Владимирской области должен стать объем проводимых аукционов в электронной форме. Сегодня на электронной торговой площадке области уже зарегистрировалось более ста участников. При этом нет ни одной претензии об отказе в регистрации.

    Прозрачность областных закупок поддерживается работой двух независимых Интернет-порталов — официального сайта области и сайта специализированной организации, которые обеспечивают открытое и полноценное информационное пространство по проведению торгов.

  • Что делает область для поддержания высокого уровня прозрачности и эффективности закупок?

  • По мнению специалистов, федеральный закон ФЗ-94 одновременно является процессуальным и инновационным. Опираясь на возможности нового 94-го закона, Владимирская область активно задействует передовые технологии для повышения качества процессов управления закупками. Одним из инновационных направлений работы являются аукционные торги. Во Владимирской области постоянно увеличивается доля аукционов в общем объеме торгов. Электронные аукционы, которые практически исключают контакты заказчиков и участников размещения заказа, сегодня уже практически заменили такой способ размещения заказа как запрос котировок.

    Другое немаловажное направление — облегчение доступа поставщиков и подрядчиков к участию в торгах. Для решения этой задачи ведется постоянная работа по унификации конкурсных процедур, стандартизации документооборота и повышения информационной открытости системы закупок области. Решению этой же задачи отвечает и внедрение программного продукта «Репозитарий документов для участия в размещении заказов для государственных нужд».

  • Каковы планы развития системы закупок Владимирской области?

  • Планы развития системы управления областным заказом затрагивают несколько ключевых направлений нашей работы. В первую очередь, запланирован переход всех областных заказчиков на трехлетнее планирование. Проект постановления Губернатора предусматривает утверждение областного заказа на 2008 год и его основных параметров на 2009 — 2010 годы.

    Планируется существенное увеличение номенклатуры продукции, закупаемой на электронных аукционах, и дальнейшее расширение круга пользователей электронной торговой площадкой. Предполагается утвердить перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться исключительно на аукционах в электронной форме. Это затронет закупки таких групп товаров как компьютерная техника, лекарственные препараты, несложные ремонтные работы. Именно здесь можно получить ощутимые результаты в виде экономии бюджетных средств и привлечения большого круга участников.

    В связи с увеличением количества аукционов по размещению заказов на выполнение работ потребуется наладить технический надзор за исполнением таких контрак тов, так как у большинства заказчиков отсутствуют подготовленные специалисты. В целях сокращения документооборота в бумажной форме предполагается существенно расширить круг пользователей системы «Репозитарий документов для участия в размещении заказа для областных нужд».

  • Соловьев Юрий Анатольевич
    Руководитель
    специализированной организации, председатель ГСУ «Фонд госимущества Владимирской области»