Региональные закупщики: Санкт-Петербург

Общая информация

Руководитель Губернатор Санкт-Петербурга
Валентина Ивановна Матвиенко
Федеральный округ Северо-западный федеральный округ
Территориальный cостав 123 района и 10 административных округов
Население 4,56 млн. человек
Бюджет 2007:
расходная часть
268,5 млрд. руб.
Годовой объем закупок. 164,7 млрд. руб.

Таблица 1
Основные данные по участнику

Стратегические задачи закупочной политики.

Система размещения государственного заказа Санкт­Петербурга призвана решать следующие стратегические задачи:

  • эффективное расходование средств бюджета Санкт­Петербурга, определяемое достижением заданных экономических результатов с использованием наименьшего объема финансовых средств или достижением наилучшего результата с использованием заданного бюджетом объема средств;
  • обеспечение благоприятных условий для формирования конкурентной среды на региональном рынке;
  • развитие сектора малого предпринимательства.
  • конкурентность и прозрачность закупок напрямую отражаются на эффективности размещения городского заказа.

Принципы управления размещением заказа.

Следующие принципы определяют политику Санкт­Петербурга в отношении размещения государственного заказа:

  • максимальная прозрачность, доступность и гласность процедур размещения;
  • обеспечение равных условий для всех участников размещения заказа;
  • частичная централизация полномочий по размещению государственного заказа;
  • распределение полномочий по контролю в зависимости от этапов осуществления государственных закупок между разными исполнительными органами государственной власти Санкт­Петербурга.

Организация системы размещения заказа

В Санкт­Петербурге функционирует смешанная модель организации процесса государственных закупок, которая характеризуется тем, что часть государственных закупок осуществляет уполномоченный орган государственной власти, но при этом определенные полномочия предоставляются государственным заказчикам.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт­Петербурга от 30.11.2005 № 1829 «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт­Петербурга» (Постановление № 1829) Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее — Комитет) является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказа Санкт­Петербурга на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд для заказчиков Санкт­Петербурга на сумму свыше 15 млн. руб. и в иных случаях в соответствии с его компетенцией.

Процедуры размещения заказов путем проведения торгов и запросов котировок обеспечивают государственные комиссии по размещению государственного заказа. В Санкт­Петербурге комиссии разделены на три уровня в зависимости от суммы и способа размещения государственного заказа. Трехуровневая организация комиссий по размещению государственного заказа была введена еще в конце 2003 года, а с момента вступления в силу Федерального закона № 94­ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» она была доработана с учетом его требований.

В настоящий момент в составе Комитета действует шесть государственных комиссий уполномоченного органа, которые образуют первый уровень системы размещения заказов. Первая государственная комиссия принимает решения по вопросам крупных закупок для государственных нужд Санкт­Петербурга на сумму свыше 75 млн. руб. Остальные пять комиссий созданы по отраслевому признаку в зависимости от профиля закупки и принимают решения по вопросам закупок для государственных заказчиков города на сумму свыше 15 млн. руб.

Вторым уровнем государственных комиссий по размещению госзаказа Санкт­Петербурга являются государственные комиссии самих государственных заказчиков, которые принимают решения по вопросам закупок на сумму до 15 млн. руб. включительно.

Третий уровень государственных комиссий по размещению государственного заказа — государственные комиссии подведомственных государственных заказчиков в случае наделения подведомственных получателей средств бюджета статусом подведомственных государственных заказчиков. Подведомственным государственным заказчикам могут быть переданы полномочия по проведению торгов на сумму до 5 млн. руб., а также ряд иных полномочий, утвержденных Постановлением № 1829.

Помимо функций по размещению государственного заказа на суммы свыше 15 млн. руб., Комитет также обладает определенными контролирующими функциями в сфере формирования государственного заказа Санкт­Петербурга, соблюдения заказчиками методических требований к оформлению документации, процедур наделения получателей бюджетных средств статусом подведомственных государственных заказчиков, а также соблюдения заказчиками и подведомственными заказчиками процедур создания, наделения полномочиями и формирования государственных комиссий по размещению государственного заказа.

Исполнительным органом государственной власти Санкт­Петербурга, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа Санкт­Петербурга, является Комитет финансового контроля Санкт­Петербурга. Исполнение государственного заказа также контролирует Комитет финансов Санкт­Петербурга и сами заказчики в соответствии с их полномочиями.

За последние годы значительно улучшена информированность о состоянии системы государственного заказа Санкт­Петербурга на основе постоянно действующего официального сайта, на котором в обязательном порядке в режиме он­лайн размещается информация, содержащаяся в реестрах системы государственного заказа Санкт­Петербурга. Таким образом, любой желающий может ознакомиться с состоянием системы государственного заказа в режиме реального времени. Кроме того, здесь же можно ознакомиться с нормативной правовой базой по вопросам формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт­Петербурга, информацией о запланированных процедурах размещения, существующими реестрами системы размещения государственного заказа. Там же содержатся сведения обо всех заключенных государственными заказчиками Санкт­Петербурга государственных контрактах.

Лучшие практики.

К настоящему моменту в Санкт­Петербурге автоматизирована регистрация процессов формирования, размещения и исполнения государственного заказа посредством развития Автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт­Петербурга (АИСГЗ).

АИСГЗ — это система безбумажного документооборота в системе государственного заказа с использованием электронной цифровой подписи. АИСГЗ удовлетворяет всем требованиям по оперативной обработке десятков тысяч специализированных документов, создающихся в течение всего процесса осуществления государственных закупок, который состоит из трех стадий — формирования, размещения и исполнения государственного заказа. Таким образом, АИСГЗ представляет собой эффективное системное решение, успешно эксплуатирующееся в органах государственной власти Санкт­Петербурга.

Посредством АИСГЗ введена единая методика регистрации государственных контрактов Санкт­Петербурга, итоговых решений государственных комиссий по размещению государственного заказа, планов государственных закупок для нужд Санкт­Петербурга, конкурсных и аукционных документов, а также ряда другой информации о государственном заказе Санкт­Петербурга. В настоящее время в Санкт­Петербурге установлено и функционирует 2165 автоматизированных рабочих мест АИСГЗ, из них за 10 месяцев 2007 года установлено 576.

Период Январь — октябрь 2007
Доля закупок в структуре расходной части бюджета, % 61,4
Объем произведенных закупок, млн. руб. 139 480,5
Доля открытых конкурсов, % 63,661
Доля открытых аукционов, % 0,33
Доля запросов котировок, % 2,47
Доля закупок у единственного источника, % 7,66
Величина экономии, млрд. руб. 9,28
Показатель экономии, % 6,65

Таблица 2
Ключевые показатели закупочной деятельности.

1Анализируя долю проведенных конкурсов, необходимо учитывать, что объем средств бюджета Санкт­Петербурга, ко то рые расходуются в соответствии с правилами, установленными законодательством в сфере государственного заказа, за 10 месяцев 2007 года составил 61,4% от расходной части бюджета Санкт­Петербурга.

Одним из нововведений официального сайта в соответствии с федеральным законом № 94­ФЗ стал раздел «Контролирующие органы», в котором можно ознакомиться со всеми жалобами на нарушения в процедурах размещения заказа, поступающими в Комитет финансового контроля Санкт­Петербурга и Управление ФАС России по Санкт­Петербургу и Ленинградской области, а также с решениями, которые принимаются по результатам рассмотрения жалоб.

С конца 2002 года в Санкт­Петербурге обеспечивается возможность участия в размещении заказов способом запроса котировок в электронной форме. В настоящее время насчитывается более 1000 организаций, имеющих действующие сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), необходимой в электронном документообороте АИСГЗ. На этой же основе в настоящее время в городе подготовлена технологическая основа для проведения аукционов в электронной форме. Ожидается, что с введением электронных аукционов организации, участвующие в электронных запросах котировок, достаточно быстро переключатся на технологию электронного аукциона.

В Санкт­Петербурге была разработана и издана первая в России типовая конкурсная документация и документация об аукционе, утвержденная рас поряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 27.12.2005 № 97­Р «Об утверждении методических требований к документации о размещении государственного заказа Санкт­Петербурга».

Интервью

  • Как Санкт-Петербург определяет прозрачность и эффективность размещения заказов?

  • Одним из основных критериев эффективности размещения государственного заказа является доля конкурсных процедур по отношению к общему объему государственных закупок. При этом необходимо учитывать долю госзаказ в структуре расходной части бюджета, которая для Санкт-Петербурга составляет более 60%. Второй важный критерий эффективности — экономия средств бюджета Санкт-Петербурга, которая ежегодно увеличивается.

    Прозрачность размещения заказа характеризуется динамикой прироста участников процедур торгов, что свидетельствует о достаточной информированности всех заинтересованных лиц о правилах участия в конкурсных и иных процедурах размещения государственного заказа.

    В Санкт-Петербурге ежегодно проводится независимая экспертиза системы государственного заказа. В 2007 году по результатам экспертизы, проведенной аудиторско-консультационной группой «Развитие бизнес систем», было подтверждено, что система закупок Санкт-Петербурга представляет собой современный институт государственного управления, в целом отвечающий всем требованиям, предъявляемым к структурам данного типа. Был отмечен высокий (по сравнению с другими государственными институтами) уровень развития информационных технологий, эффективная правовая база, постоянно растущие экономические характеристики эффективности системы, планомерное повышение прозрачности процессов управления и увеличение уровня доверия к системе со стороны поставщиков.

    Степень сложности участия в торгах также характеризует прозрачность системы закупок. За последнее время были существенно упрощены процедуры участия поставщиков, включая предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в конкурсных процедурах заказчиков Санкт-Петербурга. Так за 10 месяцев 2007 года у субъектов малого предпринимательства было размещено 49% от совокупного количества закупок, что составляет 28,5% от общей величины городского заказа. В абсолютном значении это более 40 млрд. руб. Именно участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказа обеспечивает 71,5% от совокупной величины экономии средств города. Эти данные подчеркивают взаимосвязь между прозрачностью и экономической эффективностью госзакупок.

  • Что делает Санкт-Петербург для поддержания высокого уровня прозрачности и эффективности закупок?

  • Высокие показатели прозрачности и эффективности закупок, а также участия бизнеса в конкурсных процедурах являются результатом целенаправленных усилий Правительства Санкт-Петербурга и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, ориентированных на достижение максимальной отдачи от процесса осуществления государственных закупок.

    Эти результаты достигнуты благодаря высокому качеству информационно-аналитического обеспечения закупочных процедур, введению принципа коллегиального принятия решений на основе трехуровневой системы государственных комиссий по размещению госзаказа и усилению контроля на всех стадиях процесса размещения.

    Система размещения госзаказа Санкт-Петербурга постоянно оптимизируется. По мере вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативно-правовых актов корректируется нормативная правовая база госзакупок Санкт-Петербурга. Одновременно ведется развитие функционала АИСГЗ и официального сайта системы государственного заказа Санкт-Петербурга. Государственные заказчики регулярно информируются о новых процедурах размещения заказах и растущих возможностях информационных систем.

  • Каковы планы развития системы закупок Санкт-Петербурга?

  • Несмотря на достигнутые успехи, дальнейшее совершенствование системы закупок Санкт-Петербурга остается одним из приоритетов городского управления. В наших ближайших планах внедрение современных методов планирования в работу государственных заказчиков города, что, как мы рассчитываем, позволит оптимизировать процесс формирования бюджета и ассигнования средств на конечные цели. Предусмотрен также ряд мероприятий по нормативно-правовому и методическому упорядочению закупочной деятельности городских заказчиков, что должно сказаться на повышении контроля над конкурсными процедурами.

    C марта 2007 года Комитетом осуществляется активное внедрение аукционного способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга. По состоянию на начало ноября по результатам аукционов заключено 789 государственных контрактов на общую сумму 473 млн. руб. В настоящее время в городе в различных стадиях размещения от публикации извещения до процедуры аукциона проводится 191 аукцион.

    Завершена работа по подготовке к проведению аукционов в электронной форме. В настоящее время Комитет проводит тестирование и ввод в рабочую эксплуатацию программно-технического модуля аккредитации поставщиков для участия в электронных процедурах закупок. Посредством официального сайта планируется провести инструктирование поставщиков о технологии и правилах участия в аукционе в электронной форме. Также запланировано проведение обучающего семинара по проведению электронных аукционов с главными распорядителями бюджетных средств и введение в рабочую эксплуатацию программного модуля электронных аукционов АИСГЗ.

  • Ромашова Ольга Владимировна
    Заместитель Председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт­Петербурга