Корпоративные закупщики: ОАО «МТС»

Общая информация

Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором сотовой связи в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 77 млн. абонентов. Население 84 регионов России, а также Армении, Беларусии, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более 230 миллионов человек. МТС также имеет лицензию на оказание услуг связи стандарта 3G в России, Узбекистане и Армении.

«МТС» уделяет приоритетное внимание сервису и обслуживанию абонентов. Дистрибьюторская сеть МТС составляет свыше 27 тыс. пунктов продаж. В 2006 году было открыто 133 новых салона­магазина по всей России, из них 19 в городах, где ранее не было представительств компании.

Благодаря широкой зоне покрытия собственной сети и набору роуминговых соглашений, абоненты «МТС» остаются на связи в более чем 190 странах мира. GPRS­роуминг «МТС» доступен более чем в 120 странах.

Компания регулярно представляет новые тарифные планы, отвечающие потребностям отдельных групп абонентов. МТС постоянно анализирует рыночную ситуацию, обновляя тарифы в соответствии с актуальными потребностями абонентов. В 2000 году компания первой на московском рынке начала оказывать услуги сотовой связи в метро. В 2007 году сетью МТС охвачены все станции Московского и Санкт­Петербургского метрополитенов.

МТС является одной из компаний «голубых фишек» российского рынка акций и входит в десятку крупнейших операторов мира по размеру абонентской базы.

Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система», которая владеет 52,8% акций сотового оператора, 46,7% акций находятся в свободном обращении.Наряду с высококачественными голосовыми услугами, компания расширяет спектр предоставляемых дополнительных услуг на основе технологий GPRS/EDGE, WAP, MMS.

Группа «МТС» в странах СНГ:

  • Бизнес­единица «МТС Россия»;
  • СООО «МТС» в Белоруссии (ОАО «МТС» принадлежат 49% акций оператора);
  • Компания UMC в Украине – 100% дочернее предприятие ОАО «МТС»;
  • ИП «Уздунробита» в Узбекистане (100% акций принадлежат ОАО «МТС»);
  • Компания BCTI в Туркменистане – 100% дочернее предприятие ОАО «МТС»;
  • Компания «К­Telecom» (бренд Vivacell) в Армении (80% акций контролирует ОАО «МТС»).
Руководитель Президент ОАО «МТС»
Меламед Леонид Адольфович
Консолидированная выручка1 , млрд. USD 6,384
Консолидированная чистая прибыль, млрд. USD 1,246

Таблица 1
Общая информация об участнике

1Например, компании не раскрывают информацию о закупках, составляющую коммерческую тайну.

Стратегические задачи закупочной политики

Потребность в усилении корпоративного контроля над закупочной системой и в усовершенствовании концепции оптимизации закупочных процедур привела к необходимости создания комплексного решения — Стратегии развития управления внешними ресурсами. Стратегия призвана повысить экономическую эффективность закупок, ускорить решение вопросов оперативной деятельности, снизить издержки и повысить качество планирования закупочной деятельности.

Принципы управления закупками

Основой для повышения эффективности закупок в компании служат следующие принципы:

  • обеспечение альтернативности на ранних стадиях принятия технологических, экономических и управленческих решений;
  • организационное разделение функций процедурного и стоимостного анализа и контроля (необходимость проведения закупки, предмет закупки, сроки закупки определяет внутренний Заказчик; условия и метод определения поставщика — прерогатива Закупочной Комиссии);
  • ориентация на повышение роли открытых закупочных процедур и снижение числа безальтернативных закупок;
  • ориентация на минимизацию закупочных цен;
  • повышения оперативности реагирования на запросы поставщиков по принципу «одного окна»;
  • привлечение стратегических сорсеров к анализу технологических решений.

Организация системы закупок.

Во главе организационной структуры, ответственной за осуществление закупок в компании МТС, стоит Центральная Контрольная Комиссия, утверждающая Политику закупок и выбора поставщиков по контрактам выше определенной в Стратегии стоимости. Разработку Политики закупочной деятельности и контроль над соблюдением ее принципов и процедур осуществляет Департамент Управления Внешними Ресурсами.

В структурных подразделениях компании (бизнес­единицы, функциональные блоки, макрорегионы) созданы и работают собственные закупочные комиссии, которые утверждают поставщиков по закупкам ниже определенного Стратегией предела.

Разработана и внедрена Политика закупочной деятельности, в регламентах рабочих процессов подробно прописаны аспекты взаимодействия различных частей организационной структуры, связанные с корпоративными закупками.

Структуру закупок ОАО «МТС» составляют следующие товарные группы: оборудование для сети, компоненты IT инфраструктуры, различное ПО, услуги по технической и сервисной поддержке, услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, запчасти и комплектующие, товары и услуги административно­хозяйственного назначения, рекламно­маркетинговую продукцию и услуги, НИОКР, лицензии, образовательные и консультационные услуги, PR и IR мероприятия, телефоны и аксессуары, расходные материалы, карты экспресс­оплаты, комплекты подключений, транспортные услуги.

Потенциальные партнеры могут ознакомиться с информацией о проводимых компанией МТС тендерах и закупках в специальном разделе корпоративного веб­сайта.

Поставщиком ОАО «МТС» может стать любая компания, прошедшая отборочные процедуры. Основные критерии, по которым определяется победитель, — соответствие требованиям заказчика и экономическая целесообразность.

В 2007 году в компании «МТС» была разработана система электронных торгов и проведен тендер на определение электронной площадки для проведения электронных закупок. В ближайшее время компания планирует перевести значительную долю закупок на электронную площадку.

Лучшие практики.

ОАО «МТС» использует методы стратегического планирования при проведении закупок. В компании разработана и внедрена комплексная стратегия развития управления внешними ресурсами, что позволяет «МТС» планомерно повышать эффективность закупочной деятельности и расширять горизонты планирования.

Организационная модель системы закупок ОАО «МТС» проводит разделение между заказчиками и исполнителями закупочных процедур. Основным заказчиком, инициатором закупочной процедуры и разработчиком требований к закупаемым товарам и услугам является непосредственный потребитель услуги внутри компании. Таким образом достигается максимальное соответствие закупаемых товаров и услуг потребностям конечных пользователей. При этом организационная структура и процессы закупок помогают максимально четко и эффективно обработать запрос, обеспечить соответствие всех закупочных процедур Политике компании и действующему законодательству, а также снизить закупочные цены и, как следствие, издержки компании.

Интервью

  • Как ОАО «МТС» определяет прозрачность и эффективность корпоративных закупок?

  • Прозрачность и эффективность корпоративных закупок определяется экономически эффективной реализацией корпоративного Бюджета закупок товаров и услуг. Принцип прозрачности предусматривает, что выполнение задач Бюджета закупок должно осуществляться с участием выборных Закупочных Комиссий на базе строго регламентированных закупочных процедур при методической поддержке и контроле со стороны Корпоративного центра.

  • Почему Компания придает большое значение обеспечению прозрачности корпоративных закупок?

  • Прозрачность, прежде всего, обеспечивает максимальную эффективность закупочной деятельности Компании на всех этапах — от планирования до контроля реализации. Открытые конкурсы повышают качество выбора поставщика, четкая регламентация процессов повышает их скорость и позволяет планировать и выдерживать установленные сроки, контроль над соблюдением процедур исключает возможные злоупотребления. В целом, прозрачность повышает степень доверия со стороны инвесторов, клиентуры и деловых партнеров, что повышает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность Компании на внутреннем и международном рынке.

  • Какими методами ОАО «МТС» поддерживает высокий уровень прозрачности и эффективности закупок?

  • Основы обеспечения прозрачности и эффективности заложены в основных принципах «Стратегии развития управления внешними ресурсами». Прежде всего, закупка должна проходить в строгом соответствии с утвержденным Корпоративным Бюджетом закупок на основе оптимальной цены и должна иметь подтвержденный экономический эффект. Закупочные процедуры должны проводиться выборной Закупочной Комиссией в строгом соответствии с Политикой и действующими Регламентами по закупочной деятельности, разрабатываемыми и контролируемыми Корпоративным центром Компании.

Станкевич Виктор Валерианович,
Директор по контролю и управлению внешними ресурсами Корпоративного центра Группы МТС