Региональные закупщики: Москва

Общая информация

Руководитель Мэр Москвы
Лужков Юрий Михайлович
Федеральный округ Центральный федеральный округ
Территориальный cостав 123 района и
10 административных округов
Население 10,4 млн. человек
Бюджет 2006:
расходная часть
690 млрд. руб.
Годовой объем закупок. 480 млрд. руб.

Таблица 1
Основные данные по участнику

Стратегические задачи закупочной политики.

Система размещения заказа города Москвы ориентирована на решение следующих стратегических задач экономической политики города:

  • защита конкуренции, повышение прозрачности и открытости в отношении с бизнесом, противодействие коррупции в закупочном бизнесе;
  • обеспечение нужд города в товарах, работах, услугах на основе оптимального соотношения между стоимостью и качеством закупок;
  • развитие конкурентных отношений среди компаний–поставщиков;
  • оптимизация расходов городского бюджета в соответствии с требованиями бюджетной политики города;
  • поддержка и стимулирование сектора малого предпринимательства в столице и московском регионе.

Принципы управления размещением заказа.

В основе системы закупок столицы лежат следующие принципы и предпосылки:

  • развитие системы управления городским заказом должно направляться и координироваться из единого источника;
  • планирование размещения государственного заказа должно отталкиваться от конечных результатов, а не от бюджетных предпосылок;
  • экономия бюджетных средств города должна определяться путем оптимизации процедур размещения городского заказа;
  • конкурентность и прозрачность закупок напрямую отражаются на эффективности размещения городского заказа;
  • необходимой составляющей эффективного размещения городского заказа являются инновации в процессах управления закупками.

Организация системы размещения заказа

Система закупок Москвы является централизованной. На организационном уровне единый централизованный подход к управлению городским заказом нашел воплощение в создании в 2003 г. Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета) в качестве центрального уполномоченного органа по закупкам товаров и услуг для нужд города. В 2006 г. в рамках реорганизации этот орган был преобразован в Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет). Тендерный комитет стал одним из первых реально действующих в стране уполномоченных органов по размещению госзаказа. В настоящее время более 5 000 заказчиков и прямых бюджетополучателей участвуют в размещении городского заказа.

Система управления городским заказом является унифицированной по требованиям нормативно­правового и информационного обеспечения конкурсных закупок города и включает в себя два уровня размещения заказа. К первому уровню относятся закупки на сумму свыше 10 млн. рублей и подрядные работы свыше 20 млн. рублей. Торги по размещению государственных заказов первого уровня проводятся централизованно Тендерным комитетом. Государственные заказы второго уровня размещаются в отраслевых структурах города и административных округах на основе единых принципов проведения конкурсных торгов.

В феврале 2006 года Правительством города Москвы было принято решение о создании Единой городской торговой площадки (ЕТП) и последующем создании аналогичных площадок в территориальных округах и у наиболее крупных заказчиков.

Решение было продиктовано стремлением обеспечить эффективное размещение заданного объема заказа в соответствии с процедурами недавно вступившего в силу федерального закона № 94­ФЗ. Со временем ЕТП стала системным решением, позволившим Москве размещать все большие объемы городского заказа при стабильно растущем числе участников и динамично меняющемся законодательстве. По аналогии с Единой городской торговой площадкой, на которой проводятся конкурсные процедуры по заказам первого уровня, были образованы 10 окружных торговых площадок и 11 отраслевых для размещения заказов второго уровня.

Важнейшей мерой по обеспечению открытости и прозрачности закупочной системы города стал запуск с октября 2004 года информационного Интернет­портала Тендерного комитета, интегрированного с Единой городской торговой площадкой. На портале регулярно размещается в открытом доступе информация и документация по проводимым торгам, данные о результатах торгов и технологии их проведения.

Лучшие практики.

В 2004 году Тендерным комитетом введена в действие Автоматизированная информационная система Единого реестра контрактов и торгов (АИС ЕРКТ), которая обеспечивает системное управление процессом размещения городского заказа. АИС ЕРКТ работает во взаимодействии с другими автоматизированными информационными системами города. Средствами АИС ЕРКТ обеспечивается автоматизация и учетная регистрация всех процедур размещения заказа и государственных контрактов, без которой финансовыми органами Москвы не принимаются к исполнению платежные обязательства.

Период Январь — октябрь 2007
Проведенные процедуры 58 433 лота
Стоимость лотов, млрд. руб 285,4
Величина экономии, млрд. руб 16,6
Показатель экономии, % 5,8%

Таблица 2
Ключевые показатели закупочной деятельности.

Система позволяет обеспечивать единую регламентацию всех процедур размещения государственного заказа, начиная со стадии планирования и заканчивая моментом исполнения обязательств по договору.

В рамках АИС ЕРКТ функционирует разветвленная система Реестров, которая включает в себя, наряду с Реестром государственных контрактов, также Реестр конкурсов и лотов, Реестр поставщиков, Реестр государственных заказчиков, Реестр специалистов, Реестр комиссий по размещению государственного заказа.

В единую систему размещения городского заказа интегрированы три электронные торговые площадки, которые были отобраны по конкурсу для проведения открытых аукционов в электронной форме. Поставщики, желающие принять участие в электронном аукционе на одной из площадок, проходят регистрацию на официальном сайте Тендерного комитета, информация с которого поступает в информационные системы площадок через АИС ЕРКТ.

Практика проведения электронных аукционов для городских заказчиков строится на следующих основополагающих принципах:

  • полноценное нормативно­правовое регулирование процесса проведения электронных торгов;
  • поддержание конкурентной среды на всех этапах, включая выбор на конкурсной основе одновременно трех электронных площадок;
  • обязательное и повсеместное использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) при проведении электронных торгов.

Интервью

  • Как Вы определяете прозрачность и эффективность размещения заказа?

  • Система закупок Москвы включает порядка пяти тысяч заказчиков. Для Москвы как для крупнейшего закупщика в стране прозрачность означает, что городские заказчики проводят процедуры размещения по единой технологии с соблюдением единых обязательных процедурных стандартов. Стандартизацию процедур, документации, методов определения начальных цен и составления спецификации закупки мы считаем необходимой предпосылкой прозрачности закупок.

    Есть ряд базовых требований, без соблюдения которых невозможно говорить о прозрачности в принципе. Одним из таких требований является наличие официального сайта, функциональные характеристики которого облегчают поставщикам быстрое нахождение интересующей их информации. Мы считаем, что сайт Тендерного комитета в полной мере соответствует этому требованию.

    Второе необходимое требование — подотчетность действий заказчиков. АИС ЕРКТ позволяет проводить комплексный мониторинг процессов размещения и обеспечивает доступ к его результатам для финансово-экономических и контрольных органов. Результаты мониторинга составляют основу постоянного информационного взаимодействия по профилактике и выявлению нарушений, которое опирается не только на реестр недобросовестных поставщиков, но и на четкие критерии эффективности работы самих заказчиков.

    Данные мониторинга позволяют локализовать допускаемые нарушения и установить ограничения на действия заказчиков по работе в системе до устранения нарушений. В 2007 году, например, средствами АИС ЕРКТ приостановлено или заблокировано размещение заказов для 115 городских заказчиков.

  • Какие инновационные инструменты использует Москва для обеспечения высокой эффективности и прозрачности закупок?

  • Инновационность — это основная отличительная черта системы размещения заказов города Москвы. Главный принцип, которому мы следуем при реализации инновационных решений, заключается в том, что эти решения следует активно распространять на всю систему размещения заказов.

    Так, например, в Москве реализовано уникальное инфраструктурное решение по размещению госзаказов — Единая городская торговая площадка. ЕТП — это инфраструктура, которая предоставляет государственным заказчикам и поставщикам города типовой набор обязательных функций по размещению заказов и участию в торгах. При этом ЕТП — это комплексное управленческое решение, предназначенное также для эффективного планирования, организации и проведения торгов и контроля над исполнением контрактов.

    С февраля 2006 года, когда Правительством Москвы было принято решение о создании городской ЕТП, мы сформировали аналогичные площадки в десяти территориальных округах и одиннадцати отраслевых департаментах. Каждая «локальная» торговая площадка стала территориально обособленным элементом единой инфраструктуры, ориентированным на нужды конкретного заказчика. При этом каждый такой элемент обладает необходимой совокупностью стандартных ресурсов и функций. Таким образом, инновационная модель ЕТП получила распространение на наиболее значимые элементы системы закупок города и стала инструментом стандартизации закупок.

    Другим важным инновационным решением для Москвы стали электронные аукционы, которые проводятся с 2006 года. Три независимые электронные площадки были интегрированы с АИС ЕРКТ, что сделало их, по сути, элементами Единой технологии размещения заказов. Конкуренция между площадками гарантирует высокий уровень сервисов, которые получают городские заказчики.

  • Каковы планы развития системы закупок города Москвы?

  • Новая редакция Бюджетного кодекса ставит перед нами задачу перехода к среднесрочному планированию бюджета и расходов на обеспечение потребностей города в товарах и услугах. Переход на трехлетнее бюджетирование позволит заказчикам получить гарантии по объему финансирования на трехлетнюю перспективу и даст им возможность отбирать поставщиков на более длительный срок.

    В этой связи мы считаем особенно важным создание уже в скором времени Сетевого регламента основных мероприятий по размещению городского заказа как инструмента среднесрочного планирования. Сетевой регламент позволит реализовать в рамках системы закупок города единый непрерывный цикл процесса закупок, ориентированных на долгосрочные потребности города. Этот цикл будет включать формирование потребностей на основе трехлетнего бюджета и реестра закупаемой продукции, планирование мероприятий, подготовку и проведение торгов, а также регистрацию и контроль над исполнением контрактов средствами АИС ЕРКТ.

Дегтев Геннадий Валентинович
Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике.