Корпоративные закупщики: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Общая информация.

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» — высокотехнологичная металлургическая компания полного производственного цикла. ОАО «ММК» входит в двадцатку крупнейших мировых производителей стали и является одним из лидеров российской черной металлургии. В 2006 году объем производства компании составил 12,5 млн. тонн стали и 11,3 млн. тонн готовой продукции.

ОАО «ММК» является лидером по производству листового проката на российском рынке. При этом компания производит самый диверсифицированный ассортимент продукции среди российских производителей металлопроката. По сравнению с российскими конкурентами продукция с высокой добавленной стоимостью занимает наибольшую долю в структуре производства предприятий ОАО «ММК».

Производство товарной металлопродукции с 1996 по 2006 годы выросло почти в 2 раза: с 5,9 млн. тонн в 1996 году до 11,3 млн. тонн в 2006 году. Большую часть своей продукции компания поставляет на внутренний рынок, причем доля продаж на внутреннем рынке постоянно растет.

Рисунок 1
Динамика стоимости акций ОАО «ММК» (MAGN) на ММВБ: март 2007 — октябрь 2007

С 2006 года акции ОАО «ММК» торгуются на российских фондовых биржах. В апреле 2007 года состоялось первичное размещение акций ОАО «ММК» с последующим листингом на Лондонской Фондовой Бирже. В ходе размещения 1 040 млн. акций среди российских и зарубежных инвесторов был привлечен 1 млрд. USD.

Руководитель Председатель Совета директоров
Виктор Филиппович Рашников
Капитализация 1, млн. USD 15 110,49
Годовой прирост капитализации, % 82,46
Выручка2, млн. руб 161 432,73
Годовой прирост выручки, % 9,57
Чистая прибыль, млн. руб 37 114,11
Прирост чистой прибыли, % 24,46

Таблица 1
Общая информация об участнике

1 Данные таблицы приводятся на 31 декабря 2006 года. Прирост подсчитывается по отношению к значению соответствующего показателя на 31 декабря 2005 года.

2 Остальные показатели таблицы приводятся на 31 декабря 2006 года. Годовой прирост показателей подсчитывается по отношению к соответствующим значениям на 31 декабря 2005 года.

Стратегические задачи закупочной политики.

Стратегической задачей ОАО «ММК» является создание системы управления корпоративными закупками, которая ориентирована на достижение следующих целей:

  • повышение конкурентоспособности, достигаемой за счет снижения издержек на закупки и повышения качества приобретаемых материально­технических ресурсов;
  • повышение инвестиционной привлекательности компании;
  • улучшение имиджа предприятия как надежного партнера, выстраивающего отношения с поставщиками на основе взаимного неукоснительного исполнения обязательств;
  • противодействие злоупотреблениям, связанным с проявлением коррупции при осуществлении закупок.

Принципы управления закупками.

Для эффективного управления корпоративным снабжением организована система, предусматривающая четкую регламентацию закупочных процедур. Информационное обеспечение процесса закупки осуществляется при помощи корпоративной информационной системы (КИС), что обеспечивает прозрачность всего процесса и возможность осуществлять контроль на каждом его этапе.

Особое значение компания придает развитию технологии конкурсных закупок, что реализуется посредством системы непрерывного мониторинга рынка, поиска новых поставщиков и их привлечения к участию в конкурентных процедурах. Принцип коллегиальности, применяемый при выборе поставщика, позволяет исключить влияние человеческого фактора на принятие решений и получать при этом наиболее эффективный и экономически оправданный результат. Документирование результатов проведенных конкурсных процедур предусматривает дальнейшие регламентные действия по подготовке и заключению контрактов и контроль над их исполнением в соответствии с результатами конкурсных процедур.

ОАО «ММК» проводит закупки по системе бюджетного планирования и контроля над расходованием финансовых ресурсов, при которой соблюдаются действующие нормативы дебиторской­кредиторской задолженности и величины оборотных средств, вложенных в материально­производственные запасы.

Организация системы закупок.

Организационная структура управления закупками обеспечивает эффективность процесса снабжения за счет четко регламентированного распределения функций и ответственности между подразделениями­участниками процесса.

Производственные структурные подразделения формируют производственную потребность на материально­технические ресурсы (МТР) в кодах единого номенклатурного справочника (ЕНС) и плановых ценах, прогнозируемых на основе мониторинга рынка закупаемых МТР.

Отдел по организации выбора поставщика формирует реестры потенциальных поставщиков и организует конкурсные процедуры выбора поставщика, по результатам которых, менеджеры управлений материально­технического снабжения и оборудования заключают контракты на закупку МТР.

Используя инструменты корпоративной информационной системы, отдел по планированию и анализу закупок МТР осуществляет непрерывный контроль над формированием и исполнением заявок производственных подразделений, исполнением плана закупок в соответствии с утвержденными процедурами выбора поставщиков, движением материальных и финансовых ресурсов, а также за исполнением решений, принятых в результате проведенных конкурсных и иных процедур выбора поставщика.

Для обеспечения производственных потребностей ОАО «ММК» компания закупает сырьевые ресурсы (железорудное сырье, угольный концентрат, лом черных металлов, ферросплавы, цветные металлы), вспомогательные материалы (огнеупоры, ГСМ, РТИ, хим. материалы и др.) и оборудование (технологическое, энергетическое, электротехническое, нестандартное, КИП и др.). Вся товарная номенклатура классифицируется по однородному набору базовых свойств. Общее количество группировок в ЕНС — 1800. Общее количество номенклатурных позиций — 150 000.

Поставщик МТР выбирается на основе конкурентных процедур закрепленных за определенными номенклатурными группами. Используются следующие методы выбора контрагентов:

  • тендеры с участием представителей потенциальных поставщиков;
  • сопоставление технико­коммерческих предложений потенциальных поставщиков, поступивших в ходе проведения двухсторонних переговоров с отражением результатов в конкурентной карте;
  • электронные торги, проводимые на электронной площадке ОАО «ММК» с использованием технологии электронно­цифровой подписи (ЭЦП);
  • проведение коммерческих переговоров по номенклатуре МТР, определенной для приобретения у приоритетных поставщиков (т.е. поставщиков, смена которых может привести к существенным производственным рискам для ОАО «ММК»).

Выбор конкурентной процедуры по номенклатурной группе проводится по результатам анализа следующих основных параметров:

  • доля группы в общей стоимости закупок;
  • уровень конкурентности рынка;
  • сложность продуктов.

Ежегодно производится актуализация закрепленных процедур выбора поставщика по номенклатурным группам.

Стать поставщиком ОАО «ММК» может любая организация, удовлетворяющая следующим требованиям:

  • быть производителем, либо официальной сбытовой структурой производителя: дилер, дистрибьютор, торговый дом, сбытовая структура акционеров. (В качестве сбытовой структуры предприятия­производителя продукции рассматриваются организации, наделенные предприятием­изготовителем полномочиями на реализацию продукции в определенном сегменте рынка на определенный срок и подтвержденные соответствующими документами);
  • иметь необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы для исполнения обязательств по договору;
  • являться платежеспособной, не подлежать ликвидации. На имущество организации не должен быть наложен арест, ее финансово­хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена;
  • не быть привлеченной к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенным договорам по решению суда.

Для инициации процедуры введения потенциального поставщика в реестр поставщиков ОАО «ММК» организация должна направить информацию в соответствующий раздел внешнего сайта ОАО «ММК» либо на «факс­сервер» ОАО «ММК».

Регламенты, регулирующие процесс закупок, основаны на следующих принципах:

  • пошаговое (пооперационное) описание процесса;
  • интеграция процесса снабжения со смежными процессами;
  • наличие ответственного подразделения и времени для выполнения шага (операции);
  • учет результатов операции в КИС.

Лучшие практики.

Одним из инструментов модуля «Закупки» корпоративной информационной системы ОАО «ММК» является реестр поставщиков, вносимых в базу данных в привязке к номенклатурным группам и позициям ЕНС.

Система позволяет автоматически рассчитывать рейтинг поставщиков по результатам исполнения договорных обязательств, периоду сотрудничества с ОАО «ММК», наличию сертифицированной системы качества (ISO 9001) и ранжировать их по степени значимости для ОАО «ММК». Данные рейтинга формируют историю взаимоотношений компании с поставщиками, тем самым позволяя выделить среди них наиболее добросовестные и способные компании, с которыми целесообразно развивать стратегические отношения.

В системе закупок ОАО «ММК» действует собственная электронная торговая площадка, на которой проводятся торги в режиме реального времени с использованием средств криптозащиты и электронно­цифровой подписи (ЭЦП).

Наименование показателя Отчетный период Управления материально-технического снабжения (УМТС) Управления оборудования (УО) Дирекция по информа-ционным технологиям (ДИТ)
Доля закупок в структуре затрат, % 1-е полугодие 2007 года 77
Ежегодный объем закупок 2006 год 88 238,66 млн. руб. без учета НДС (с учетом железорудного сырья, углей, металлолома, олова и цинка)
Совокупный объем закупок 01 июля 2006 — 30 июня 2007 31 915,89 млн. руб. без учета НДС (без учета железорудного сырья, углей, металлолома, олова и цинка)
Доля открытых конкурсов и аукционов, % 01 июля 2006 — 30 июня 2007 7,6 (без учета железорудного сырья, углей, металлолома, олова и цинка)
Доля закрытых конкурсов и аукционов, % 01 июля 2006 — 30 июня 2007 6,5
Доля запросов котировок 01 июля 2006 — 30 июня 2007 48 ( доля УМТС без учета железорудного сырья, углей, металлолома, олова и цинка)
Доля закупок у единственного 01 июля 2006 — 30 июня 2007 38 (доля УМТС без учета железорудного сырья, углей, металлолома, олова и цинка)

Таблица 2
Показатели системы закупок.

Интервью

  • Как ОАО «ММК» определяет прозрачность и эффективность корпоративных закупок?

  • Необходимое условие прозрачности закупок — это информационная открытость всех закупочных процедур. На практике это означает, что на сайте компании должна быть представлена исчерпывающая информация обо всех аспектах закупок компании, включая квалификационные требования к поставщикам, графики проведения конкурсных закупок и планы обеспечения потребностей компании в материально-технических ресурсах.

    Четкий контроль менеджеров закупочного звена над процессом снабжения является другой важной компонентой прозрачности закупок. На «ММК» ход закупочного процесса отслеживается посредством корпоративной информационной системы. Разумеется, направленность на прозрачность также подразумевает непрерывное движение в сторону увеличения удельного веса конкурсных закупок, в первую очередь открытых тендеров, в совокупном объеме закупок.

    Эффективность закупок определяется величиной достигнутых финансовых показателей относительно установленных руководством компании нормативов. К этим показателям относятся, в частности, изменение стоимости закупок, изменение дебиторской-кредиторской задолженности и величины оборотных средств, вложенных в материально производственные запасы. Достоверность и объективность достигнутых показателей должна обеспечиваться благодаря своевременному и полному учету результатов закупочных операций в корпоративной информационной системе.

  • Что делает компания для поддержания высокого уровня прозрачности и эффективности закупок?

  • ММК стремится к расширению доли публичных конкурсных процедур посредством внедрения корпоративной электронной торговой площадки. В настоящее время ведется работа по реализации в корпоративной информационной системе бизнес-процессов, направленных на оптимизацию системы контроля над процессом снабжения. Мы также развиваем Интернет-сайт компании с целью повышения привлекательности и информативности сайта для поставщиков ОАО «ММК».

  • Каковы планы развития системы закупок компании?

  • В ближайших планах компании увеличение числа поставщиков, привлекаемых к участию в электронных торгах на корпоративной торговой площадке.

    Мы намерены провести интеграцию поставщиков в корпоративную информационную систему за счет развития модуля OEBS «Портал поставщика». Это позволит поставщикам вводить в систему по принципу самообслуживания свои предложения, каталоги, информацию о поставках и другие данные.

    Запланировано формирование единого информационного пространства системы снабжения предприятий, входящих в группу компаний «ММК», элементами которого являются единый номенклатурный справочник, реестр поставщиков и другие информационные блоки. Это позволит на более высоком уровне консолидировать потребность предприятий группы в МТР и повысить эффективность корпоративных закупок.

    С целью повышения качества закупок у зарубежных партнеров есть намерение интегрировать ЕНС ОАО «ММК» в общемировые стандарты описания МТР для существенного ускорения поиска номенклатурных позиций по оптимальным технико-экономическим параметрам.

Кутищев Виктор Алексеевич,
коммерческий директор ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»