Корпоративные закупщики: ОАО «Газпром нефть»

Общая информация

ОАО «Газпром нефть» — одна из крупнейших нефтегазовых компаний России. Профиль деятельности компании охватывает добычу нефти и газа, нефтепереработку, геологоразведку и маркетинг нефтепродуктов.

В списке российских нефтяных компаний «Газпром нефть» занимает 5­е место по объему добычи. В 2006 году добыча компании составила 6,81% от совокупного объема российской нефтедобычи. Компания «Газпром нефть» обладает правами на пользование недрами на 62 лицензионных участках, расположенных в 11 регионах России.

По классификации SPE запасы нефти ОАО «Газпром нефть» на 1 января 2007 года составили 953,0 млн. тонн, в том числе: доказанные рентабельные запасы — 601,8 млн. тонн, возможные и вероятные запасы — 351,2 млн. тонн. Текущий показатель обеспеченности добычи компании нефтью промышленных категорий составляет более 23 лет. Основные добывающие предприятия компании: ОАО «Сибнефть­Ноябрьскнефтегаз», ОАО «Газпромнефть­Хантос», ОАО «Газпромнефть­Восток».

ОАО «Газпром нефть» входит в пятерку крупнейших российских компаний в области нефтепереработки. В 2006 году компания произвела 7,41% от общего объема российских нефтепродуктов.

Общая информация

Рисунок 1
Динамика стоимости акций ОАО «Газпром нефть» (SIBN) на ММВБ: март 2007 — октябрь 2007

При этом в 2006 году ОАО «Газпром нефть» показала наибольший прирост первичной переработки нефти среди российских компаний — 12,28%. Установленная мощность основного нефтеперерабатывающего предприятия ОАО «Газпром нефть», Омского НПЗ — 19,5 млн. тонн в год. Предприятие переработало 16,3 млн. тонн нефти в 2006 году.

ОАО «Газпром нефть» и ее дочерние компании являются обладателями более 60 лицензий на разведку и разработку месторождений. Доказанные запасы нефти на принадлежащих компании месторождениях превышают 4,5 млрд. баррелей.

В ОАО «Газпром нефть» входит сервисное предприятие ООО «Газпромнефть­Нефтесервис», которое оказывает широкий спектр услуг, включая проектирование производства и объектов для нефтяной и газовой инфраструктуры, строительство буровых установок, бурение и крепление скважин, а также транспортное обеспечение процесса добычи нефти. Общая численность персонала дочерних сервисных предприятий «Газпром нефти» составляет порядка 20 тыс. человек.

Руководитель Президент ОАО «Газпром нефть»
Дюков Александр Валерьевич
Капитализация1 , млн. USD 21 566, 80
Годовой прирост капитализации, % 18,44
Выручка, млн. руб 374 755,91
Годовой прирост выручки, % 37,23
Чистая прибыль, млн. руб. 62 829,11
Прирост чистой прибыли, % 47,87

Таблица 1
Основные данные по участнику

1 Данные таблицы приводятся на 31 декабря 2006 года. Прирост подсчитывается по отношению к значению соответствующего показателя на 31 декабря 2005 года.

Стратегические задачи закупочной политики.

ОАО «Газпром нефть» определяет в качестве стратегической задачи корпоративного снабжения своевременное обеспечение потребностей компании в качественных материально­технических ресурсах при ориентации на поддержание минимальной совокупной стоимости закупаемых ресурсов.

Следуя этому принципу, закупочная политика компании нацелена на построение оптимальных процессов снабжения с точки зрении минимизации затрат на приобретение, транспортировку, производственную эксплуатацию и хранение ресурсов при поддержании высокого уровня качества закупаемых ресурсов и обеспечении надежности поставок.

Решение этих задач ОАО «Газпром нефть» видит в плоскости выстраивания долгосрочных отношений с поставщиками стратегических ресурсов, нахождении оптимального баланса между различными подходами к выбору контрагентов и формировании прозрачной информационной среды для проведения конкурсных закупок.

Принципы управления закупками.

В основе закупочной политики ОАО «Газпром нефть» лежит определенная система внутренних стандартов управления снабжением. К ним относятся:

Эффективность Потребности компании должны обеспечиваться качественными материально­техническими ресурсами, которые соответствуют потребительским характеристикам, отражающим объективные потребности внутреннего заказчика. Поставки должны производиться в минимальные сроки в соответствии с планом­графиком закупок, а затраты на закупку не должны превышать бюджетных ограничений.
Открытость Внешние информационные потоки системы закупок должны быть открыты для действующих и потенциальных контрагентов. Информация о потребностях в закупках консолидируется в едином стандартизированном информационном поле, позволяющем поставщикам своевременно и беспрепятственно получать доступ к информации о торгах.
Прозрачность Организация процессов снабжения, критерии выбора контрагентов и условия проведения торгов должны быть четко регламентированы. Внутренние информационные потоки системы закупок должны быть абсолютно прозрачны для менеджмента компании, который осуществляется благодаря автоматизированному учету и анализу проведенных закупок и мониторингу исполнения контрактов.
Состязательность Проведение конкурсов рассматривается в качестве наиболее предпочтительного подхода к выбору контрагентов. Торги — конкурсы и аукционы — должны проводиться во всех случаях, в которых это объективно целесообразно.
Справедливость Поставщики должны находиться в равном положении с точки зрения возможностей участия в проводимых торгах.

Организация системы закупок.

Организационная структура системы снабжения ОАО «Газпром нефть» отражает разделение функций управления закупками на два базовых блока: непосредственное управление поставками МТР (Front office) и информационно­аналитическое управление процессами снабжения (Back office).

Рисунок 2
Элементы системы снабжения ОАО «Газпром нефть»

Первый блок — Front office — концентрируется на непосредственном исполнении процессов снабжения, что включает в себя проведение тендеров, взаимодействие со стратегическими поставщиками, ведение конкурентных переговоров и проведение закупок методом конкурентных запросов. Формирование бюджета закупок, составление плана­графика снабжения, мониторинг исполнения контрактов, анализ показателей эффективности работы и другая аналитическая работа ведется специалистами Back office.

Разделение на уровне организационной структуры между информационно­аналитическими функциями и функциями по управлению закупками МТР гарантирует объективность работы, в особенности, оценок эффективности снабжения.

В системе закупок ОАО «Газпром нефть» действует информационная система учета проводимых и проведенных тендеров. Ведется электронный реестр тендеров ОАО «Газпром нефть» и реестр тендеров дочерних предприятий компании. История каждой закупки заносится в реестр, и эти данные используются для мониторинга выполнения плана­графика, исполнения бюджета закупок и анализа различных параметров эффективности корпоративного снабжения. Информационная система обеспечивает прозрачность внутренних информационных потоков закупочного звена ОАО «Газпром нефть» и позволяет менеджменту компании отслеживать и контролировать все этапы закупочного процесса.

Элементом информационного пространства ОАО «Газпром нефть» является электронная площадка, в составе которой действует система автоматического анонсирования торгов. При появлении на площадке извещения о проведении конкурсной закупки поставщики соответствующего направления, прошедшие регистрацию, автоматически получают электронное сообщение с информацией о планируемом мероприятии.

Рассылка производится единовременно по всем поставщикам, ранее принимавшим участие в торгах по поставке ресурсов этого направления. На самой электронной конкурсной площадке поставщики получают доступ к извещениям о проведении торгов и сопроводительной информации.

Помимо электронной конкурсной площадки единое информационное поле включает перечень Интернет­сайтов, в их числе официальный сайт ОАО «Газпром нефть» и специализированные тематические ресурсы, на которых публикуются извещения о торгах. Также извещения публикуются в нескольких специализированных печатных изданиях.

Интернет–сайты Печатные издания
  • Аналитический бюллетень «Конкурсные торги»
  • Журнал «Конъюнктура рынка нефтегазового оборудования»
  • Другие издания

Таблица 3
Элементы информационного поля.

Лучшие практики.

Максимизация конкуренции на конкурсных торгах является постоянным приоритетом закупочной политики ОАО «Газпром нефть». Помимо системы автоматического анонсирования торгов специально для решения этой задачи была сформирована база данных продуктов­заменителей.

При поступлении от внутреннего заказчика заявки на поставку ресурса специалисты информационно­аналитического управления проводят анализ потребительских характеристик ресурса, доступных цен и требуемых условий поставки. По итогам анализа проводится подбор аналогов из базы данных продуктов­субститутов, и формулируются рекомендации по формированию заказа на поставку МТР. В результате проводится закупка не конкретной марки или продукта конкретного производителя, а ресурса, отвечающего объективным характеристикам.

База данных товаров­заменителей предназначена для объективного формирования потребностей. Это означает составление объективных технических, технологических и потребительских требований к закупаемым ресурсам с указанием возможных поставщиков. Потребность, составленная таким образом, не привязана к конкретному производителю, что позволяет максимизировать конкурентное предложение.

База данных товаров­заменителей содержит каталог производителей и товаров. В ней содержатся сведения о характеристиках продуктов, их аналогах, производителях и рыночных ценах за конкретный период. Помимо выполнения центральной функции по максимизации конкуренции, база позволяет решать и другие задачи. Например, такой задачей является мониторинг рыночных цен на закупаемые товары, облегчающий составление закупочного бюджета и определение начальных цен.

При определении подхода к выбору контрагента компания отдает предпочтение тендерным подходам, т.е. проведению конкурсных или аукционных торгов. При этом с точки зрения компании нахождение оптимального баланса между различными подходами составляет одну из центральных задач закупочной политики.

Основные критерии определения подходов к выбору контрагентов:

  • Конкурсные торги.

    • Потребность формализована по составу номенклатуры, техническим и потребительским требованиям.
    • Существует конкурентное предложение на рынке.
  • Конкурентный запрос.

    • Фактор срочности поставки носит определяющий характер.
    • Потенциальная экономия от проведения конкурсной процедуры не покрывает затраты, связанные с длительным отсутствием ресурса.
  • Конкурентные переговоры.

    • Потребность не может быть четко формализована. Необходимо участие потенциальных контрагентов в определении существенных параметров закупки.
  • Прямой выбор поставщика.

    • Отсутствует конкурентное предложение.
    • Потенциальная экономия от проведения конкурсной процедуры не покрывает затраты, связанные со сменой источника поставки.

Интервью

  • Как «Газпром нефть» определяет прозрачность корпоративных закупок?

  • Целесообразно выделить две принципиально отличные составляющие прозрачности закупок — внешнюю и внутреннюю. «Внешняя прозрачность» подразумевает открытость информации о закупках для действующих контрагентов и потенциальных поставщиков. В компании «Газпром нефть» эту задачу решает единое информационное поле — Интернет-сайты и печатные издания, где публикуются извещения, электронная конкурсная площадка и система автоматического оповещения поставщиков.

    Разумеется, при всей важности эффективного информационного сопровождения торгов, необходимое условие прозрачности — это четкие стандартизированные процедуры торгов, заложенные в корпоративных регламентах.

    «Внутренняя прозрачность» означает, что менеджмент закупочного звена владеет в оперативном доступе всей информацией о проводимых тендерах и историей совершенных закупок. Мониторинг внутренних информационных потоков и автоматизированное хранение данных в специальных реестрах позволяет отслеживать динамику появления потребностей, исполнения контрактов, изменения совокупной стоимости ресурсов. Эта информация важна как для оперативного контроля над действиями сотрудников управления снабжением, так и для формирования долгосрочной стратегии снабжения.

  • Какие конкретные методы управления приняты в компании для обеспечения высокой эффективности снабжения?

  • Прежде всего, эффективность должна быть количественно измеряемой величиной. В «Газпром нефти» действует система оценки эффективности снабжения, основанная на отслеживании ключевых показателей эффективности. Сюда входят финансово-операционные показатели и качественные показатели, отмечающие выполнение стратегических инициатив.

    Производственная специфика делает структуру потребностей компании неоднородной. Можно выделить 7—8 стратегических номенклатурных групп, которые занимают порядка 85% потребностей компании. Для каждой такой группы мы готовим стратегию снабжения, в рамках которой проводится анализ ценовой и производственной конъюнктуры соответствующего направления рынка. Анализируется не только непосредственный поставщик «Газпром неф-ти», но и вся цепочка поставок, начиная от поставщиков первичного сырья. Это позволяет оценивать чувствительность затрат компании на колебания цен внутри цепочки поставок, что повышает четкость и достоверность планирования и бюджетирования закупок.

    Мы также считаем, что эффективность снабжения зависит от способности компании находить оптимальный баланс между различными подходами к выбору контрагентов. Следует четко понимать, что для каждой закупки есть наиболее рациональный подход к выбору поставщика.

    При принятии решения о выборе такого подхода нужно ответить на такие вопросы, как «насколько формализована закупка», «насколько критичен ресурс в производственном цикле», «есть ли на рынке конкурентное предложение», «насколько важен фактор времени». Правильный выбор приводит к минимизации совокупной стоимости закупки, неправильный может обернуться для компании излишними расходами.

  • Какое значение компания придает участию в «Рейтинге прозрачности»?

  • «Газпром нефть» — публичная компания, и менеджмент старается следовать современным стандартам корпоративного управления. Также «Газпром нефть» и государственная компания, которая нацелена на лидерство на рыночных принципах с одновременным выполнением определенных государственных политик.

    Очевидно, что состояние системы снабжения может многое сказать о том, насколько компания следует рыночным подходам в своей деятельности.

    Для «Газпром нефти» «Рейтинг прозрачности» — это возможность показать поставщикам, потенциальным контрагентам и потребителям, что компания придерживается политики открытых и прозрачных закупок и объяснить почему. Мы заинтересованы в том, чтобы донести до компаний, которые хотят стать поставщиками «Газпром нефти», что в нашей компании решение о выборе контрагента осуществляется на рыночных основаниях.

    Мы убеждены, что проблема коррупции в закупочном секторе не будет искоренена, пока сохраняется старый стереотип специалиста по снабжению. Нужно показать, что российская компания может противопоставить этому стереотипу практическую альтернативу, где высокопрофессиональные специалисты принимают объективные и выгодные для компании решения.

Караев Абдулла Эльдарович
Начальник Департамента материально­технического снабжения ОАО «Газпром нефть»

Threesome